С начала осени 2020 года картофелеводы во всех регионах России столкнулись с множеством проблем, как новых, так и старых. В Российской Федерации среднегодовой объем картофеля, используемого для пищевых целей, оценивается в 13-14 млн тонн, что делает картофель одной из самых важных сельскохозяйственных культур в России. Производство этой культуры в интенсивных масштабах сегодня невозможно представить без применения гербицидов. Гербициды — сильнодействующие химические препараты, предназначенные для уничтожения сорняков. Обычно такие средства используют на больших площадях картофеля. Теме оптимальных технологий применения подобной защиты своего урожая, которая актуальна для всех аграриев, занимающихся производством картофеля и был посвящен очередной вебинар, в котором приняли участие эксперты Всероссийского научно-исследовательского института фитопатологии и компании Сингента. Редакция «ГлавАгроном» представляет нашей аудитории основные тезисы актуальной темы гербицидной защиты картофеля, отдельно затронутой в ходе онлайн-трансляции.
Задала тон беседы со спикерами по этой теме технический эксперт компании Сингента по картофелю и овощным культурам Светлана Спиглазова.
Светлана Спиглазова. Как ежегодно и ежерегионально бороться с сорными растениями в посадках картофеля при разных условиях возделывания? Как складывалась ситуация по сорнякам в центральной части России?
Антон Садыков, эксперт по испытаниям региона Север ООО «Сингента».
Мы с вами находимся на опытном участке компании Сингента в городе Коломна, площадка называется «Овощной город», посадка картофеля на одном участке проходила 28 мая.
Основной массив был посажен сортом Гала, также имеется коллекция сортов, представленная компанией Sadokas и NORIKA. Сразу после посадки на следующий день начались ливневые дожди, которые продолжались в течение недели и в дальнейшем каждую неделю наблюдались грозы с большим количеством осадков. Последствия этого мы наблюдаем здесь, местами на других участках поля также имеются вымочки. Из-за этого были сложности в борьбе с сорной растительностью.
На данный момент проведены две обработки гербицидами: обработка гербицидом Боксер® в норме расхода 2 л/га и с добавлением препарата Гезагард, КС в дозировке 3,0 л/га. Также была проведена вторая обработка уже по полным всходам картофеля препаратами Боксер® в норме расхода 1,5 л/га с добавлением гербицида на основе римсульфурона в дозировке 20 г/га. На данный момент сорная растительность угнетена и практически не наблюдается.
Что было бы, если бы мы так и не смогли провести обработки гербицидами? Ниже на слайде представлен контроль, который не обрабатывался гербицидами.
Сорняки развиваются с большой массой, картофеля уже практически не видно. Доминирующие сорняки в посадке культуры:
Сергей Зенькевич. Есть известная история о том, что думал, что счастье, да нет, опять опыт. Здесь буквально всё срослось: на одном поле привалило такое счастье, что можно поставить шикарной опыт по испытанию продуктов. Потому что была проблематика и не та, к который мы привыкли, а несколько более широкая. Уже много лет мы ведем площадку Овощного города, понимаем примерно, чего ждать, но вот в этом году появились некоторые сюрпризы. Мы видим, как выглядело поле на момент съёмки в начале июля. А потом я там оказался уже в начале августа. Картина здорово изменилась, и мы начнём с контрольного варианта, который всегда в Коломне выглядит шикарно, этот год не стал исключением.
Мы снова на полях «Овощного города» компании Сингента в Коломенском районе Московской области. Я здесь не был месяц. По прошествии этого месяца хотелось бы показать и рассказать, что интересного мы можем увидеть на нашем опытном поле.
Посмотрим по видам сорняки, которые у нас присутствует на контрольном участке на поле в целом. Наш традиционный сорняк — это щирица. Не было ни одного года, чтобы мы не наблюдали в посадках это растение. Выявлено, что сорняк чувствует себя прекрасно на контрольном участке, потому что здесь осуществляется капельный полив и тепла в этом сезоне хватило.
В высоком количестве отмечена марь белая. Растения мари примерно 190 см. Выявлен сорняк, который был для нас в некотором роде сюрпризом в этом году в посадках картофеля. Каждый год присутствовал на полях осот желтый, но достаточно в умеренных количествах. Как я сказал, пришли мы на эту клетку после лука. Борьба с осотами на посевах лука значительно затруднена, плюс хватило влаги в этом сезоне. Механическая обработка почвы с вышеперечисленными факторами привело к тому, что на этом поле в этом сезоне для нас большую проблему на посадках картофеля представляет именно осот желтый.
Паслён — за наличие этого сорняка мы тоже очень любим эти поля как опытные, потому что объективно он встречается не везде, но бороться с ним интересно, это очень сложный объект в посадках картофеля, который тоже относится к семейству паслёновых. В этом году здесь на этой клетке опять же мы с пасленом встречаемся и он никуда не делся.
Сергей Зенькевич. Дальше было сравнение вариантов различных схем защиты, заложены были они конечно предварительно. В начале августа мы подводили промежуточные итоги. Почему промежуточные? Потому что конечный итог — урожай и качество картофеля. Но внешний вид он был уже понятен, степень засоренности тоже было понятна. На момент начала августа я представляю, как выглядела схема опыта.
За основу взята классическая схема защиты картофеля. Классическая — это наиболее применяемые действующие вещества: метрибузин и римсульфурон, зачастую они обязательны в применении на полях, без которых специально сложно обойтись. Посмотрели эту схему и, естественно, мы, как компания Сингента, составили альтернативную схему из продуктов компании и добавили туда по всходам римсульфурон.
Здесь на этом участке картофеля была применена классическая схема защиты культуры: растения обработаны двумя действующими веществами, без которых на картофеле действительно сложно обойтись — это метрибузин и римсульфурон, очень популярные и применяемые действующие вещества.
Препарат метрибузин был применён до всходов картофеля в норме 1,0 л/га, затем уже по всходам при высоте картофеля 10-15 см была проведена обработка гербицидом на основе римсульфурона в норме 50 г/га. В принципе д.в. эффективно справились с задачей, кроме осота жёлтого, других сорняков на этом участке практически не наблюдается, если покопаться, то внизу можно найти растения паслёна. Но, к сожалению, главной проблемой этого сезона является осот жёлтый и данная схема, как мы видим, полностью справиться не смогла, хотя применялись максимальные дозировки гербицидов. Препараты отработали высокоэффективно, остался в основном только проблемным осот желтый.
Еще одна проблема наблюдалась в этом сезоне с сильно развитым осотом жёлтым с его высокой численностью. Пошла фитофтора по полям — это качество обработки. Напомним, что здесь на делянках проводится и защита от фитофторы, было уже сделано четыре фунгицидной обработки. Такой сильно развитый осот, в два раза выше чем картофель. Посмотрим на листья картофеля, который произрастает под покровом этого осота. Мы видим на этих листьях пятна фитофтороза, несмотря на то, что проводились фунгицидные обработки. В чём может быть причина?
Банальна в том, что идет экранирование культуры с сильно развитой листовой поверхностью сорного растения (в данном случае осота), как следствие не всегда качественно идёт покрытие листьев при фунгицидной обработке и мы видим на листьях развитие фитофтороза — это уже может быть где-то косвенный, но тоже ущерб нашему урожаю, именно от того, что остался в посевах осот жёлтый. Таким образом, была представлена классическая схема защиты картофеля с максимальными дозировками метрибузина и римсульфурона, которая отработала достойно, но не смогла решить проблему этого сезона — большое количество осота жёлтого.
Переходим на другой вариант гербицидной защиты, где картинка отличается в лучшую сторону. Уничтожили здесь осот желтый не на 100%, но сорняк под контролем, оставшиеся растения (даже если мы их найдём), произрастают в нижнем ярусе, и они не составляют конкуренции и проблемы для посадок картофеля.
Для чего так раздробили обработки и поделили на две? Условия сезона 2020 года: за июнь месяц выпало очень много влаги, высокие температуры, отличные условия для роста и развития сорняков и, опять же, богатое ботаническое разнообразие видов, который мы видели на контроле: как однолетних так и многолетних сорняков — мари белой, осота жёлтого и паслена. Гербициды применялись дробно для того, чтобы максимально застраховаться и накрыть возможные волны сорняков при растянутости всходов картофеля. Результат говорит сам за себя. В верхнем ярусе не отмечено осота жёлтого, если даже мы покопаемся и найдём его, то это будут очень небольшие оставшиеся в посадке растения, которые не составляют конкуренцию культуре.
Светлана Спиглазова. Во время доклада ещё обозначилась проблема с фитофторозом. Уже упоминалось, что сорняки это резерваторы болезней. Насколько в посадках картофеля эта проблема была серьезной?
Сергей Зенькевич. Да, я прокомментирую, откуда в гербицидном сюжете взялась фитофтора. Это просто наблюдение из жизни. Возможно и раньше такая проблема имелась, но не обращали внимания. А может быть, поскольку не произрастало раньше в посадках осота желтого в таком большом количестве, то и с такой проблемой особо и не сталкивались. Но в этом году очень четко отметили и обсудили с коллегами, что на тех делянках, которые были заросшие в большей степени, особенно осотом, даже при наличии фунгицидных обработок проскакивали пятна фитофтороза и об этом говорилось выше. Очевидная причина — банальное экранирование поверхности листьев картофеля листьями сорняка. Элементарно фунгицид не долетал до поверхности листьев картофеля, соответственно, не мог оказать ни защитного, ни лечебного действия.
И когда мы получили делянку, где отмечена высокая засоренность осотом, он картофель прикрывает несмотря на то, что все делянки сверху защищались гербицидами абсолютно одинаково, применялась также одинаковая фунгицидная схема. На тех опытных делянках, где было чисто по сорнякам, там было абсолютно чисто и по фитофторе. А где была проблема конкретно с осотом, мы находили пятна фитофторы при этой же самой равной фунгицидной защите, такой момент косвенно снижает урожайность.
Светлана Спиглазова. Будет полезно знать производителям, что сорняки не просто отнимают питание и т.д. у картофеля, но еще и создают дополнительную опасность в плане развития болезни, т.е. как минимум повышают риски.
Сергей Зенькевич. Я понял простую вещь, что мы сами, сотрудники Сингенты, зачастую не всё знаем и недооцениваем наши продукты. Если вспомнить, с чего мы начинали говорить, так это о гербициде Боксер® в России. Мы сфокусировались на двух вещах: этот гербицид высокоэффективен против паслена и подмаренника и это абсолютная правда. Так было и так будет, но при этом возможности препарата намного шире.
Хочу процитировать фразу, которую приписывают то Ленину, то Леонардо да Винчи — «Практика — критерий истины». И мы в течение практики за последние годы увидели, что гербицид Боксер® — это отличный вариант для баковых смесей как с препаратами метрибузина так и с препаратами на основе римсульфурона. На нашем конкретном опыте мы получили, что Гезагард, КС плюс Боксер® до всходов и кратная дробная обработка Боксер® плюс римсульфурон по всходам эффективно сняли проблему сорняков на этой клеточке, после предшественника культуры лука, где был размножен тот самый проблемный осот желтый, корневищный сорняк, с которым очень тяжело бороться.
Похожая схема у нас была и на всём массиве картофеля, и массив был достаточно чистый от сорняков и в хорошем состоянии. Но в четких деляночных опытах мы увидели предельно наглядно, насколько хорошо сработал вот этот вариант до всходов культуры и дробная обработка по всходам растений. Почему дробная? Это ответ на условия минувшего сезона: большое количество влаги в почве (именно в июне) и предпосылки к тому, что сорняки начнут всходить в растяжку. Где-то нам это влага в почве помогала, потому что довсходовая обработка (почвенный эффект) в полной мере проявилась. Это был год почвенных гербицидов и для них условия были замечательными.
Так где же конечный итог и урожайность? — скажут слушатели. На уровне общих подходов ясно, чем меньше сорняков тем больше урожай мы получаем. Но чем был интересен ещё этот опыт, мы закладывали его на полосе, где была посажена коллекция сортов.
Эксперт Светлана Спиглазова прокомментировала также, с какой целью в этом году был заложен опыт на разных сортах картофеля. Всем известно, что большая проблема это фитотоксичность некоторых сортов по отношению к метрибузину. Есть сложности, поэтому было интересно посмотреть на схемы опытов с метрибузином. С другой стороны — было интересно посмотреть на сколько сорта реагируют на этот д.в. Экспертные оценки подтверждают, что данные по урожайности колоссально различались. Есть эффект именно в отношении сортовой чувствительности к тем или иным препаратам.
Сергей Зенькевич. Я участвовал в итоговых учетах и результаты их действительно очень показательны, потому что у нас одним из мотивов было заложить опыт на коллекции сортов и просто посмотреть, насколько будет различаться реакция сортов на разные гербицидные схемы. Понятно, что помимо очевидного фактора, присутствует больше или меньше сорняков в посадках, может играть еще второй фактор: чувствительность сорта к метрибузину. По итогам подсчета эксперту было отрадно отметить, что чувствительность сортов была разная.
Везде выиграл вариант схемы, где применялся довсходовый Гезагард, КС с Боксером®, но разница в урожайности по разным сортам очень отличалась. Минимальная разница была 10%, используя схемы Гезагард, КС + Боксер® и две гербицидных повсходовых обработки. Самый большой разбег в урожайности составлял 45%.
Понятно, что это связано в том числе и с чувствительностью сорта. Конечно, мы не можем предельно четко здесь вычленить, где больше сыграли сорняки, которые остались, и какое весомое влияние оказала именно чувствительность сорта к конкретному действующему веществу, потому что для идеального просчета нам нужно было делать ручную прополку, чтобы исключить влияние сорняков, но до этого мы не дошли. Есть о чём подумать на следующий сезон.
Светлана Спиглазова. Какая ситуация сложилась с сорняками в вашем регионе?
Сергей Половников, руководитель группы региональных полевых экспертов региона Сибирь и ДВ. Непростая ситуация складывалась в посадках картофеля в связи с тем, что у нас в мае-июне не было осадков и однолетние сорняки всходили очень поздно. Мы видели всходы многолетних сорняков. Это был осот розовый, непосредственно на тех делянках и на тех опытах в хозяйствах, которые мы объехали. Только потом развивались однолетние сорняки.
Спикер продемонстрировал опытную делянку, которая находилась в Свердловской области и прямо оттуда продолжил трансляцию семинара. Передаем слово представителю компании Сингента Сергею Половникову.
Коллеги, добрый день. Сегодня 9 сентября, мы находимся с вами на опытном участке компании Сингента Свердловской области в хозяйстве АО АПК «Белореченский». В текущий момент мы находимся на делянке, на которой было предназначено две гербицидных обработки: по первой волне сорняков и по второй волне сорняков. По первой волне сорняков применяли препарат на основе римсульфурона, 30 г/га плюс препарат Боксер® 1,7 л/га.
По второй волне сорняков применили ту же схему защиты: римсульфурон, 30 г/га плюс препарат Боксер® в норме расхода 1,7 л/га. Если обратиться к полю, то с правой стороны мы видим, что у нас было две обработки: с левой стороны — контроль, где мы не проводили гербицидные обработки. Что касается сорной растительности, произрастающей на данном поле, один из основных сорных объектов, против которого мы применяли препарат Боксер® в смеси с римсульфуроном, была марь белая.
На текущий момент и в момент обработки было выявлено большое количество мари на квадратном метре.
Второе сорное растение, которое присутствовало на данном поле — это паслён чёрный. Численность сорняка составила от 2 до 3 штук на квадратный метр. Также работали против такого сорного растения как осот розовый. На текущий момент в контрольном варианте он весь распушился.
На варианте, где была проведена гербицидная обработка, вариант стоит чистый от сорняков. Отмечено, что сорная растительность отсутствует. Нет ни осота розового, ни паслёна, ни высокой мари, которую мы наблюдали на контрольном участке. Данная смесь продуктов хорошо зарекомендовала себя у нас, поэтому мы рекомендуем использовать такую технологию защиты от сорных растений у себя на полях.
Эксперт Сергей Половников также добавил, что в августе пошли дожди и та марь белая, которая отмечалась, она очень хорошо впитала влагу и достаточно сильно выросла. На слайде видно, что высота сорного растения достигала полутора метров, это достаточно сильный сорняк.
Эксперт рассказал подробнее, почему на этом участке применяли дозировку Боксёра® 1,7 л/га. Снова передаем слово представителю компании Сингента Сергею Половникову.
От предыдущего спикера мы видели, как применяют дозировку 1,5 л/га римсульфурона. На Урале мы пытались повторять эту схему. Как показали наши опыты, препарат с нормой расхода 1,7 л/га на территории Урала работает более эффективно, исходя из особенностей климатических условий. На Урале другие погодные условия, другая влажность, немного другая температура и поэтому дозировка препарата 1,7 л/га является оптимальной. Решена полностью проблема по мари, по осоту. Это актуально и для Тульской области. Уральским аграриям стоит пробовать непосредственно такую смесь для защиты своих полей.
Светлана Спиглазова. Сергей, хотелось бы акцентировать внимание коль мы уже затронули почву, у вас не прозвучало использование почвенного гербицида, это характерно для региона или конкретно для этой опытной площадки?
Сергей Половников. На самом деле это достаточно характерно для региона, 5-10% производителей-хозяйств используют только почвенные гербициды, что связано больше с ранне-весенней засухой. Что касается Сибири, там другая почва, многие на ней применяют почвенный гербицид. В основном хозяйства на текущий момент перешли на дробное фолиарное применение. Связано это больше именно с лучшей эффективностью применения продуктов, чтобы не задерживать период вегетации. Так выращиваются только ранние и среднеранние сорта. Большинство аграриев перешло на дробное применение для того, чтобы не было задержки вегетации и хозяйства могли спокойно в конце августа, в сентябре уходить на уборку.
Светлана Спиглазова. Таким образом получается такая картина. При абсолютно разных условиях для разных регионов используются примерно одни и те же продукты, но всё равно присутствует какая-то своя специфика, то есть достаточно активное подавление первых всходов сорняков с помощью почвенных гербицидов в центральной России, где с влагой весной чуть получше, либо присутствует полив, использование именно гербицидов по вегетирующим сорнякам, но тоже самое дробное применение, в условиях дефицита ранневесенней влаги. Эффект в общем-то получается один и тот же, и мы можем уверенно рекомендовать эти схемы производителям, главное соблюдать регламент применения и не опаздывать с обработками, это зачастую очень важно и выбирать правильный препарат.
В завершение от имени редакции «ГлавАгроном» мы благодарим всех спикеров и организаторов вебинара, а также напоминаем нашим читателям, что на страницах нашего сайта вскоре будет опубликован «Обзор условий выращивания картофеля в сезоне 2020 года» и «Болезни картофеля в период вегетации, прогноз их развития в новом сезоне и рекомендации по их предотвращению».