Растениеводство в России основано преимущественно на интенсивных технологиях и предполагает широкое применение пестицидов, удобрений, регуляторов роста. Несмотря на всю свою эффективность и довольно-таки высокий экономический результат, применение подобного рода технологий влечет и серьезные негативные последствия.
Альтернативой интенсификации сельхозпроизводства является применение биологического метода, основанного на более тонком подходе в части применения препаратов, полученных микробиологическим путем. Несмотря на то, что данные средства в части хранения и применения имеют ряд недостатков, а также зачастую сравнительно меньшую эффективность и более высокие затраты на достижение необходимого результата по отношению к химическим аналогам, их использование практически не оказывает никакой негативной нагрузки на экосистему.
В Москве 26 октября на базе НИУ ВШЭ состоялся круглый стол на тему: «Перспективы рынка биологических средств защиты растений и удобрений в РФ». Александр Кричевский, председатель совета директоров ПО «Сибиофарм» в рамках своего выступления максимально подробно осветил проблему развития биологизации сельского хозяйства в России и факторы, которые данный процесс серьезно сдерживают.
Александр Кричевский считает, что сегодня важно ставить в приоритет комплексный подход к развитию сельского хозяйства. В частности, по растениеводству необходимо начинать с анализа плодородия почвы, состояния гумусового слоя. Понятно, что сделать это в наши дни, когда идет активное производство зерновых культур и монокультур, становится все сложнее. Эксперт сетует на отсутствие как такового соблюдения севооборота в России, не говоря уже о таком понятии, как качественный севооборот.
Деградация земель и гумусового слоя в России, по мнению эксперта, происходит именно по причине отсутствия севооборота. Он полагает, что актуальным способом снижения негативных последствий отсутствия полноценного севооборота является использование микробиологических препаратов на основе бактерий и грибов (азотфиксатор Azotobacter, фосфатмобилизатор Bacillus subtilis и Trichoderma) с целью восстановления супрессивности (микробного равновесия) и плодородия почв.
Во главу всего следует ставить вопрос повышения плодородия почвы, закладки хороших условий для будущей посевной. Не стоит пренебрегать вопросами деструкции пожнивных остатков при помощи микроорганизмов.
С помощью региональных институтов провести многолетние (3-5 лет) испытания (с привлечением предприятий – промышленных производителей микробиопрепаратов) и дать оценку влияния разных схем применения микроорганизмов на почвенную биоту, на плодородие и механическое состояние почв в разных почвенно-климатических условиях.
Немаловажным будет разработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей региональными министерствами сельскохозяйственных методических рекомендаций по применению и эффективности схем с биопрепаратами.
Также следует разработать и внедрить стимулирующие механизмы использования биометода с целью восстановления почвенного плодородия.
Ученый акцентировал внимание на учете почвенно-климатических условий. Однако, по его словам, в этом направлении немало вопросов, связанных с разработкой и доведением до сельхозпроизводителей при помощи региональных минсельхозов методик с рекомендациями по применению сортов и в целом семян в «тандеме» с комплексом защиты растений с дальнейшей перспективой оценки защиты плодородия почвы и ее состояния.
По словам эксперта, сегодня назрела необходимость решить вопросы селекции и генной инженерии семян, в особенности масличных и технических культур. Немало вопросов связано с подготовкой семян в зависимости от почвенно-климатических условий, анализом и коммерческой перспективой для того или иного направления растениеводства, с учетом наиболее оптимальных и наиболее эффективных по экономическим показателям культур.
Биометод может быть использован как элемент генной инженерии, как пример модифицированные cry-токсином (продуцент бактерии Bacillus thuringiensis) и устойчивые к чешуекрылым гибриды кукурузы. Например, биометод может быть использован для инокуляции семян перед посевом. К примеру, что мешает проводить обработку семян как свободно живущими, так и клубеньковыми азотфиксаторами, фунгицидами и стимуляторами роста?
Причем необходимо рассматривать варианты именно интегрированных методов применения наряду с химическими средствами с пролонгированным действием.
Здесь же эксперт затронул проблематику нормативного обеспечения применения как генно-инженерных методов создания семян, создания СЗР при помощи полученных генно-инженерными методами микроорганизмов. Немаловажно при этом доведение до сельхозпроизводителей методических рекомендаций по эффективному использованию создаваемых и разрабатываемых методик.
Для реализации данных мер необходимо:
По словам эксперта, работы по совершенствованию семеноводческого направления должны вестись совместно при участии не только региональных научно-исследовательских институтов и агроуниверситетов, но и ведущих научно-федеральных институтов, производителей биологических препаратов.
По причинам отсутствия стабильного роста культуры микроорганизма, низкой стабильности при хранении, низкого титра (численности) микроорганизма в единице готового продукта и ряда других причин – не каждый микроорганизм подходит для промышленного производства, - пояснил Александр Кричевский. Поэтому необходимо проведение научных, поисковых работ как внутри страны, так и трансфер из-за рубежа с последующей оптимизацией для наших природно-климатических условий.
Актуальными на сегодняшний день являются вопросы использования биометода с целью получения органической продукции, борьбы с болезнями и вредителями в полях и складских помещениях, борьбы с сорной растительностью, вирусами, нематодами, саранчой, вредными объектами леса, парковых зон и заповедников, а также в области деструкции загрязнений, отходов животноводства и пожнивных остатков в полях.
Немало вопросов возникает по поводу получения разрешения на использование генно-инженерных методов для производства новых препаратов. В качестве примера эксперт привел исследование, проведенное группой российских ученых, касающееся выявления вредителей, заболеваний основных сельхозкультур, возделывающихся в странах с населением, превышающим 25 млн человек. Главной целью исследования было выявление патогенов и вредителей и на основе этих данных подбор препаратов в части защиты культур от вредоносных объектов. Понятно, что проводить испытания препаратов на таком растении, как банан, наши специалисты не могут, по той причине, что данная культура в условиях России (даже юга) не культивируется. Однако в том же Институте фитопатологии созданы инновационные климатические боксы, где можно создавать различные условия и проводить апробацию любого продукта на любой культуре.
Нашим ученым по силам создать, разработать и зарегистрировать препарат для защиты растений от той же кофейной ржавчины, но основная проблема – препарат то создать можно, но официально его зарегистрировать невозможно. Если он не пройдет регистрацию в России, то ученые не имеют право его регистрировать в тех странах, для которых кофейная ржавчина является серьезным заболеванием растений.
И здесь важно наладить цепочку перспективной работы между разными странами и учеными с точки зрения исполнения существующих нормативных актов. В том числе систематизировать с международными нормами испытаний и регистрации.
Иными словами, даже в вопросах создания и регистрации новых продуктов требуется комплексный подход и методики. Вопрос использования мировых достижений нашими учеными безусловно важен для научных организаций.
Сегодня, по словам Кричевского, на рынке существует достаточное количество химических средств, которые обеспечивают стабильность сельскохозяйственной продукции при ее хранении. Но есть успешный опыт использования биопрепаратов при хранении картофеля и его защите от вредителей, хранении винограда и т.д.
Однако необходим поиск новых штаммов микроорганизмов и схем их применения для решения данного вопроса. Особенно актуальна эта тема в связи с практически отсутствующим периодом ожидания, в течение которого действующее вещество становится безопасным для окружающей среды.
На текущий момент, по мнению Александра Кричевского, в стране готовят недостаточное количество агрономов по защите растений.
Он добавил, что история и практика показывает, что химия не является универсальным и постоянным в эффективности средством решения вопросов, приводит к развитию устойчивости, накопительному эффекту, отрицательному влиянию на природу и человека.
На сегодняшний день в России практически прекращены выпуски и обучение агрономов по защите растений. С каждым годом количество мест в вузах по данному направлению сокращается. Для того чтобы подготовить агронома по защите растений требуется в среднем 6-7 лет. Причем в обязательном порядке подготовка должна вестись под руководством опытного специалиста.
А если к этому добавить вероятность снижения биологической и экономической эффективности растениеводства, зависимость от специалистов конкретного поставщика химии, то рано или поздно произойдет восстановление потребности в профильных специалистах-агрономах в области защиты и питания растений.
По мнению специалиста, необходимы корректировки образовательных программ с целью получения квалифицированных кадров в области агрономии, внедрение в эти программы большего количества часов практических занятий, проведенных на базе конкретных сельхозтоваропроизводителей в регионе расположения образовательного учреждения.
Кричевский предложил внести органичения на использовании химии в пользу применения биологических методов защиты. При отсутствии возможности применения микробиологии – использование химии.
Для стимуляции развития направления биологической продукции необходимо введение упрощенной (относительно регистрации химических препаратов) процедуры регистрации.
Необходимо подтверждение достаточности испытаний против вредного объекта без привязки к конкретной культуре – на основе положительных результатов биологической эффективности биопрепаратов для защиты (в случае разработки биофунгицида или биоинсектицида), равно как и препаратов для питания, стимуляции растений, деструкторов, разрешение их регистрации для всех культур.
Кричевский пояснил, что продукцию, выращенную фермерским хозяйством, нельзя назвать органической по той причине, что аграрии слишком увлеклись химией для получения быстрого результата.
Спикер в качестве примера привел опыт Индии, где правительство приняло решение выделить в отдельную группу средств защиты растений биопрепараты. Во-первых, это упростило в целом работу с препаратами, во-вторых, увеличило объемы продаж продуктов.
Если препараты имеют доказательную базу по безопасности, то дальше уже выбор за агрономом: что применять, при каких условиях, против каких патогенов.
Эксперт также обратил внимание на необходимость гармонизации нормативно-правовой и нормативно-технической документации. Ряд дублирующих друг друга структур и законов заставляют участников рынка проходить процедуру согласования в каждой из них, что затягивает процесс, приводит к увеличению расходов и как следствие снижает рентабельность направления, снижает интерес инвесторов.
Эксперты, принявшие участие в Круглом столе, едины во мнении: развитие рынка микробиологических препаратов стимулирует повышение интереса аграриев к технологиям экологизации производства, в том числе очевидные перспективы развития сектора органического земледелия. При этом ключевым вызовом для российских производителе5й микробиологических препаратов является необходимость существенно интесифицировать поиск новых решений в этой области, соответствующих возрастающим требованиям потребителей. Невнимание к данной проблеме угрожает потерей доли рынка и вхождением отрасли в зависимость от зарубежных поставщиков.