Есть ли будущее у отечественного садоводства: мнение владельца садовой компании УК «Мост-Агро»

25.08.2021
Опыт
1898
Ввоз импортной продукции фактически поставил на паузу развитие садоводческой отрасли в России.

Промышленное садоводство России активно развивалось в последнее десятилетие. Оно переходило на рельсы выполнения задач импортозамещения и пользовалось поддержкой со стороны государства. Но проблемы отрасли значительно обострились в 2021 году. Они связаны, прежде всего, с ввозом импортной продукции и существенным ростом цен на важнейшие компоненты производства. Ассоциации российских садоводов объединились в своих обращениях к федеральным органам власти с просьбой о более активной поддержке отрасли в виде ограничения импорта плодовой продукции.
Своё видение по сложившейся ситуации высказал Андрей Медведев, владелец садовой компании УК «Мост-Агро», являющийся одним из активных участников этого процесса, представляющего интересы производителей.

Расскажите, пожалуйста, какая ситуация складывается сегодня в отечественном садоводстве? Что угрожает российским производителям?

Андрей Медведев: Отечественное садоводство находится достаточно в «грустной» фазе. Хотя Минсельхоз громко заявляет о том, что у нас все время растут площади закладываемых садов. Сады, конечно, закладываются, но достаточно большое количество каждый год и погибает. Насаждения даже не выкорчевываются, а просто забрасываются.

Прорывному росту отрасли мешает отсутствие определенной садоводческой программы. Например, подпрограмма "Развитие овощеводства защищенного грунта» была специализирована, стимулируя развитие именно тепличного овощеводства. Но по садам такой программы нет.  Например, часть субсидий мы получаем через механизмы возмещения затрат на гидромелиоративные мероприятия за счет средств краевого бюджета. И поддержка садоводов осуществляется не самым справедливым образом. Так, Краснодарский край относится к категории благополучных земель.

Поэтому субсидии на закладку сада на Кубани намного меньше, чем, например, в Челябинской области или на Урале. Удивительно, потому что большая часть садов, производящих столовые яблоки, находится именно на юге России: Кубань, Северный Кавказ и Крым.

Эти перекосы в масштабе страны не только смешны, но и психологически неприятны. Это может привести к разрушению профессионального единства. Что будет думать фермер, отдающий силы и здоровье на развитие садоводства на Кубани, получая минимум субсидий? Когда он знает, что в других регионах можно посадить сад и через год выкорчевать,  получив от государства средства, превышающие стоимость затрат на посадку? Какое отношение друг к другу может сложиться после этого? 

Если государство не будет обращать серьезное внимание на садоводство и развивать его, то оно постепенно совсем деградирует. Активного развития нет и не будет, потому что отсутствует мотивация. К тому же имеется вторая значительная проблема — присутствие колоссального импорта из Европы и со всего мира. И мы не берем в расчет контрабанду или жульнические попытки провоза запрещенной продукции на наш рынок, даже если это продукция из легальных стран. Несмотря на все попытки ограничить ввоз и как-то бороться с этим, к сожалению, сговор импортеров или торговая «мафия» добиваются открытого рынка и провоза импорта. Причем  зачастую ввозится продукция низкого качества с превышением ПДК химикатов и прочих вредных веществ.

Какое влияние оказывает импорт плодово-ягодной продукции? Как возможно разрешить ситуацию в пользу российских садоводов и потребителей?

Андрей Медведев: Разрешить эту ситуацию можно только одним способом. Мы писали много писем 3-4 года назад, и при Правительстве Медведева были приняты определенные меры в поддержку отечественных производителей. Но постепенно эти меры сошли на нет, а теперь неограниченный по срокам и объемам импорт плодовой продукции и является основной проблемой отечественных садоводов. Даже если нет заморозков и все удалось убрать и сохранить, то потом продавать это очень тяжело. Все давит и душит импорт различного качества и различного происхождения. 

Здесь нужно четко понимать изначальную основу. Евросоюз вложил в Польшу 5 млрд евро, поэтому сегодня последняя производит 5 млн тонн яблок ежегодно. Вся Россия до недавнего времени производила 600-700 тыс. тонн. Сейчас звучат бравурные голоса, что мы производим 1,2-1,3 млн тонн яблок. Правда не очень понятно, считается ли здесь только промышленное садоводство или вместе с дачниками, фермерами и всеми личными подсобными хозяйствами. Чтобы нам догнать Польшу, необходимо много инвестировать в садоводство. Без вложений нельзя ничего получить.

Государство должно учитывать интересы производителя в вопросах реализации плодово-овощной продукции

Почему так сильно различаются оптовые и розничные цены на плодово-ягодную продукцию: роль в этой торговой сети? Как соблюсти интересы всех сторон: производителей, продавцов и розничных покупателей?

Андрей Медведев : Куда смотрят руководство страны и правительство в вопросе колоссального доминирования сетевой розницы в нашей стране — вопрос риторический. Во всем мире количество торговых сетей жестко ограничивается по регионам. Если торговое предприятие занимает 30-40% рынка, то оно растет во взятой провинции. Таким образом, дается зеленый свет большому количеству малых форм бизнеса, я говорю про маленькие магазинчики, бутики, ларьки. В некоторых странах, если за прилавком магазина стоит владелец, он может работать круглосуточно, а сетевой магазин - он работает строго до 8 или 6 часов вечера. Создаются условия для развития в торговле. 

У нас же 90% рынка занимают торговые сети, что негативно сказывается на потребителях, но что с этим поделать. Никакого преимущества сетевая торговля не имеет. Любой магазин независимо от формы и размера является посредником между производителем и потребителем. Вопрос заключается в том, что в магазинах-гигантах тратятся большие средства на то, чтобы сделать наибольшую наценку и максимально дороже, пользуясь доверчивостью и маркетинговыми приемами, продать это потребителю. Так работает и весь мир, конечно же, но также есть жесткие ограничительные меры. Но у нас это все отсутствует.

Я считаю, что интересы торговых сетей вообще никоим образом учитывать не надо. На самом деле продажа плодовой продукции им мало приносит. Это просто расширение ассортимента и привлечение людей. Прибыль ритейлеры делают на совершенно других продуктах, а садоводы для них не являются приоритетом. Торговцы действительно развозят и продают плодовую продукцию по всей стране, за это им огромное спасибо.

Думаю, что учет только потребителей в ущерб производителям это популизм и недальновидная государственная политика. Максимально дешево и где угодно все закупать, потом также дешево это все продавать, и при этом везде рассказывать, как государство заботится о народе. И население будет ходить, голосовать и все будет прекрасно. Но это путь в бездну! Таким образом вырастет поколение люмпенов, именно как в 90-е гг. прошлого века. Ничего не будет работать, производство в стране встанет, все сделаются либо торговцами, либо лентяями. Чтобы понять, чем это закончится, можно открыть учебник истории и посмотреть любую эпоху.

Поэтому прежде всего надо учитывать интересы производителя. Чем их больше в стране, тем больше государство само себя обеспечивает. Если люди заняты своим делом, за которое они действительно болеют душой и сердцем, то Россия будет прочнее. Вот это по-настоящему дальновидная государственная политика.

В июле ведущие российские объединения садоводов обратились с открытым письмом в адрес правительства России с просьбой о поддержке? Есть ли уже какой-то результат-отклик?
 
Андрей Медведев : На официальном уровне нам ответили, что Министерство сельского хозяйства этим не занимается. В Минпромторге разъяснили, что в их ведомстве не совсем этим занимаются, в ответ, кивая вновь на Минсельхоз. Поэтому письмо направили Михаилу Мишустину. К сожалению, наше письмо спустилось по инстанции снова в МСХ. А оттуда мы получили ответ такой же, как и ранее.

И вообще максимально легализовать и расширить поставки продукции из стран СНГ. Совершенно замечательно! Я, разумеется, за нашими партнерами, за стране политические моменты, происходящие в, но, как и все производители продукции, задаюсь вопросом - о нас кто заботиться будет? Замечательно, что киргизские, молдавские, узбекские садоводы или овощеводы будут получать доходы от производства продукции на наш рынок, а их экономики будут получать налоговые отчисления, но не российские экономики и производители. Но простите, а российские производители? Когда и кто о них подумает?