Из-за санкций у российских химических компаний возникли проблемы с закупкой иностранных ванадиевых катализаторов, необходимых для выпуска серной кислоты. Участники рынка ищут способы перехода на российские катализаторы, но резкая смена сырья может привести к неисправности импортного оборудования, сообщил «Коммерсант».
Химические компании в РФ столкнулись с проблемой импорта ванадиевых катализаторов BASF, Haldor Topsoe и DuPont (бренд MECS), которые объявили об уходе из России и Беларуси из-за военных действий на Украине. В России их катализаторы использовали, в частности, «Фосагро», «Еврохим», «Уралхим» и «Куйбышевазот» для выпуска серной кислоты. Тип катализатора зависит от используемого оборудования: каждый поставщик аппаратов выдает лицензию на конкретное сырье для гарантии бесперебойной работы.
В «Фосагро» отмечают, что вопросы с закупкой катализаторов решены, «в том числе через импортозамещение». В «Еврохиме», «Куйбышевазоте» и «Уралхиме» комментариев не дали. В Минпромторге «в курсе возникшей проблемы» и совместно с производителями серной кислоты и катализаторов ведут работу «над альтернативными цепочками поставок».
По его оценкам, замена катализатора в технологическом процессе потребует не менее пяти-шести лет, если заниматься вопросом с господдержкой и в приоритетном порядке (стандартным считается цикл в десять лет). Вопрос особенно актуален для нефтехимии, где при смене катализатора может быть потеряна гарантия на производимый продукт, отмечает Максим Малков.
Советник президента Центра стратегических разработок, советник ректора РХТУ им. Д. И. Менделеева Евгений Тоневицкий добавляет, что в РФ есть два завода по производству ванадиевых катализаторов — Самарский и Щелковский.
«Российские катализаторы применяются на нескольких производствах серной кислоты, в том числе в странах ЕАЭС. Расширение применения катализаторов на другие производства, возможно, потребует дополнительных исследований, но это можно сделать в минимальные сроки и решить вопрос импортозамещения», – отметил Евгений Тоневицкий.